Программа ежегодных занятий с водителями по безопасности движения (приложение к Положению об обеспечении безопасности дорожного движения)
Приложение 7
Программа ежегодных занятий с водителями по безопасности движения
1. Состояние, причины и условия дорожно-транспортной аварийности.
1.1. Дорожно-транспортные происшествия на автомобильном транспорте.
Состояние безопасности дорожного движения за рубежом, в Российской Федерации, в субъекте Федерации и на предприятии. Анализ характерных происшествий, происшедших по различным причинам по вине водителей предприятия. Роль и задачи трудового коллектива по предупреждению ДТП.
1.2. Профессиональное мастерство водителя и безопасность движения.
Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Процесс развития профессионального мастерства и роста опыта. Приобретение и закрепление положительных и негативных навыков. Связь оценки опасности дорожно-транспортных ситуаций с опытом водителя. Различия в структуре аварийности среди молодых и опытных водителей.
1.3. Влияние конструкции автомобиля на безопасность движения.
Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкций подвижного состава и характеристики его активной и пассивной безопасности. Обязанности и действия водителя по экстренной эвакуации пассажиров при ДТП.
1.4. Особенности управления автомобилем в сложных дорожных условиях.
Сложные дорожные условия - как фактор, снижающий безопасность движения. Типичные сложные дорожные условия (горные дороги, сильный ветер, снегопад, гололед, грунтовая дорога и др.). Технические приемы управления в сложных дорожных условиях. Готовность водителя к возникновению опасных ситуаций, предупредительные действия.
2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности.
2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности.
Понятие дорожно-транспортной ситуации. Субъективная и объективная безопасность. Адаптивный характер системы "Водитель - Автомобиль - Дорога - Среда". Понятие ситуационного анализа. Общие принципы прогнозирования опасного развития дорожно-транспортных ситуаций.
2.2. Одиночное движение по загородной дороге.
Встречный разъезд. Скоростной режим и безопасность. Управление автомобилем на закруглениях дороги, сужениях, подъемах, спусках. Повышенная относительная частота ДТП у молодых водителей при одиночном движении. Особая тяжесть последствий ДТП в ситуации встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамический габарит. Коридор. Разбор и анализ примеров ДТП.
2.3. Следование за лидером. Обгон - объезд.
Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния покрытия, технического состояния и типа тормозной системы. Субъективное восприятие дистанции. Опасность необдуманного рефлекторного действия на примере "Выезда влево" при дефиците дистанции до затормозившего лидера. Условия безопасного выполнения обгона. Дистанции, интервалы. Основные фазы обгона: подготовительная, опережение, возвращение на исходную полосу движения. Рекомендации водителям. Разбор и анализ примеров ДТП.
2.4. Маневрирование, перестроения в потоке транспортных средств.
Подготовка к маневру, подача сигналов. Обзорность с места водителя, ее особенности при маневрировании в потоке. Принцип "неполной надежности" - учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Умение распознавать в потоке потенциального нарушителя, неопытного водителя по особенностям управления, по типу и внешнему виду транспортного средства. Разбор и анализ примеров ДТП.
2.5. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов.
Понятие ограниченного обзора. Приемы сокращения "слепой" зоны. Железнодорожные переезды, типичные опасные ситуации. Разбор и анализ примеров ДТП.
2.6. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов.
Рекомендации водителям по мерам предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Проезд остановок общественного транспорта. Объезд стоящего на остановке автобуса. Поведение пешеходов в зонах остановок общественного транспорта, пересадочных пунктах. Пришкольная зона.
Зоны скопления пешеходов в местах массовых зрелищ. Местные проезды, дворы - меры предосторожности против детского травматизма. Опасности при движении задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов. Разбор и анализ ДТП.
2.7. Маневрирование в ограниченном пространстве. Паркование.
Рекомендации водителям по мерам предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Типичные опасные ситуации. Разбор и анализ примеров ДТП.
3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения.
3.1. Общее требование к водителю в нормативных документах.
Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров, грузов, опасных, крупногабаритных и особо тяжелых грузов и др.
Сведения об инструктажах.
3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного движения.
Практическое занятие по определению уровня знаний Правил дорожного движения. Проводится с применением программированных билетов из 10 вопросов. Результаты проверки доводятся до сведения водителей. Водителям, проявившим неудовлетворительные знания, предоставляется возможность повторения и самоконтроля в нерабочее время с целью подготовки к зачету.
3.3 Виновность в совершении дорожно-транспортного происшествия. Ответственность за нарушение правил, действующих на транспорте.
Условия наступления ответственности за совершение ДТП. Причинно-следственная связь между действиями водителя и совершением ДТП. Причинно-следственная связь между действиями и тяжестью последствий ДТП. Основные сведения об автотехнической экспертизе. Техническая возможность предупреждения ДТП. Помеха для движения. Опасная обстановка для водителя. Аварийная обстановка. Тормозной путь в зависимости от состояния дорожного покрытия. Административная и уголовная ответственность. Возмещение ущерба, причиненного при ДТП. Условия наступления полной материальной ответственности за причиненный ущерб.
4. Изучение условий перевозок и опасных участков на маршрутах движения.
4.1. Разбор схем маршрутов и опасных участков.
Основные маршруты работы предприятия, возможные опасности и типичные дорожно-транспортные ситуации, которые могут возникнуть на основных маршрутах движения.
4.2. Прогнозирование и предупреждение опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршруте.
Закрепление полученных знаний и навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте. Формирование общих принципов прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы повышенной опасности: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения либо высокая вероятность ее появления; резкие изменения дорожной обстановки: освещенности в тоннеле, под мостом, сужение дороги, скопление пешеходов и др. Технические приемы, повышающие готовность водителя к действиям в опасных дорожно-транспортных ситуациях.
5. Зачетное занятие.
Включает в себя ответы на 4 вопроса, по одному из каждой темы учебного плана. Водители, неудовлетворительно ответившие на билет при проведении занятия 3.2, сдают повторно зачет на знание Правил дорожного движения.
Инженер по охране труда и безопасности движения _______________________ (инициалы, фамилия)
Источник - "Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве", 2012, № 9
- Программа анализа состояния производства на предприятиях нефтепродуктообеспечения (рекомендуемая форма)
- Программа адаптации среднего медицинского персонала государственного учреждения здравоохранения (образец заполнения)
- Прогнозный план (программа) приватизации объектов муниципальной собственности городского поселения Столбовая Московской области
- Прогнозный план (программа) приватизации объектов муниципальной собственности города Звенигорода на год
- Исковое заявление потребителя образовательных услуг в арбитражный суд о безвозмездном оказании исполнителем образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором в связи с обнаружением недостатков оказанных образовательных услуг